Занимательный счет

В детском саду дошкольники знако­мятся с арифметическими действиями — сложением и вычитанием. Математиче­ские задачи учат детей думать, логи­чески мыслить, расширяют их представ­ления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая ус­ловие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы пра­вильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

К сожалению, в методических посо­биях подобных задач мало. Поэтому во­спитателям часто приходится придумы­вать их самим.

Приведенные ниже задачи мы состави­ли сами. Все они были предложены де­тям старших групп и вызвали у них живой интерес.

В процессе решения задач закрепля­ются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того, дети начинают по­нимать: считать можно любые пред­меты, которые нас окружают.

Задача 1.

Заспорили карандаши в коробке. Си­ний сказал:

— Я самый главный, меня дети боль­ше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.

— Нет, я самый главный,— возразил красный карандаш. — Моим цветом рас­крашивают ягоды и праздничные флаж­ки.

— Ну нет, это я самый главный,— сказал зеленый карандаш. — Моим цве­том дети раскрашивают траву и листья на деревьях.

«Спорьте, спорьте,— думал про себя желтый карандаш. — Уж я-то знаю, кто самыйглавный.Ипочемудетименя любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце». Вопрос. Сколько всего карандашей бы­ло в коробке? (4)

Задача 2.

На день рождения Муха-Цокотуха по­звала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали — приполз жук и занял еще одно место.

Вопросы.

Сколько стульев было занято?(9)

Сколько было гостей? (8)

Задача 3.

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.

Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кув­шином. Пятым приковылял волк с ка­стрюлей,

Вопросы.

Каким посчетупримчалсякулью

заяц? (Третьим.)

У кого была самая маленькая посуда? (У белки.)

У кого была самая большая посуда? (У медведя.)

Задача 4.

Пришла к фотографу семья.

— Сфотографируйте нас, пожалуй­ста.

— Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.

Папу и маму посадили на стулья. Ба­бушку — в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого малень­кого члена семьи, кудрявого Алешу, по­садили на руки к маме.

Вопросы.

Сколько всего человек в семье?(7)

Сколько взрослых? (4)

Сколько детей? (3)

Задача 5.

В лесной избушке жили зверюшки.

Угадайте кто?

Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).

Длинноухий, короткохвостый, трусли­вый (заяц).

Круглый, колючий (еж).

Серый, злющий, зубастый (волк).

Неуклюжий, толстый, ворчливый, мох­натый (медведь).

Вопрос.

Сколько всего зверюшек жило в из­бушке? (5)

Задача 6.

Пошли Таня и Костя за грибами. Когда шли мимо берез, Костя нашел подберезовик. Когда шли около дубов, Таня нашла белый гриб. Проходили ми­мо пенечков, Костя нашел 2 опенка. А когда зашли в сосновый лес, Таня нашла масленок, рыжик и мухомор.

Вопросы.

Сколько всего грибов нашли Таня и

Костя? (7)

Сколькогрибов детипожарят?(6)

Задача 7.

Пришли к Антону на день рождения гости.

Макар подарил ему живого попугай­чика, Степан — заводной вездеход, Лиза подарила деревянный конструктор, Ва­ля — переводные картинки.

Вопросы.

Сколько подарков получил Антон? (4)

Сколько детей было на дне рожде­ния? (5)

Задача 8.

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с корот­кой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской — больше рыбы наловлю».

Сели ловить рыбу. Лиса только успе­вает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку.

А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и за­путался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

Вопросы.

Кто больше наловил рыбы? Почему?

Сколько всего рыб наловили волк и лиса? (5)

Задача 9.

Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили ее на дерево и стали наблюдать. Сначала прилетели 2 синички — поклевали сало; полако­миться рябиновыми ягодами решили 3 снегиря; подкрепиться пшеном залетел воробей, а под кормушкой важно рас­хаживали 3 вороны, подбирая рассыпан­ные крошки хлеба.

Вопросы.

Сколько птиц прилетело к кормушке? (9)

Сколько маленьких птиц? (6)

Сколько больших птиц? (3).

Задача 10.

У нас большая и дружная семья. Ма­ма — врач, папа — инженер, старший брат — шофер, старшая сестра — учи­тельница, бабушка — пенсионерка, а я хожу в детский сад.

Вопросы.

Сколько человек в нашей семье? (6)

Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)

Задача 11.

Собрались звери на поляне, чтобы поч­тальона выбрать. Объявили соревнова­ние: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц. Второй была лиса. Третьей прискакала белка. Четвертым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь.

Вопросы.

Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.)

Какими по счету прибежали к фини­шу: лиса? лось? еж?(Второй, чет­вертым, шестым.)

Задача 12.

На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появи­лась Снежная королева. За ней пришел Кот в сапогах. Потом прибежали Бура-тино и Мальвина. Затем показался Карл­сон, который привел с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Се­рый волк и Красная Шапочка.

Вопросы.

Сколько всего сказочных героев при­шли на праздник к детям? (9)

Из скольких сказок пришли гости на елку? (7)

Задача 13.

Семену исполнилось 7 лет. «Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?» — спросил он у мамы. Мама разрешила.

Кубики и плюшевого мишку он пода­рил сестричке Оле. Самолет, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису отдал солдатиков и танк. А красивую машину «Чайка», и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе.

Ведь они самые любимые.

Вопрос. Сколько игрушек было у Се­мена? (9)

Задача 14.

Проголодались зайцы и решили за­лезть в огород полакомиться. А в огороде овощей видимо-невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой — мор­ковку и репу, третий — огурец и каба­чок, а самый маленький зайчонок сор­вал лук и чеснок.

Вдруг увидели зайцы сторожа и бро­сились наутек. Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать. А ста­рый заяц посмотрел на них да как рас­смеется: «Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал? Ведь зайцы его не едят».

Вопросы.

Сколько зайцев забралось в огород? (4)

Сколько всего овощей сорвали зайцы? (8)

Сколько из сорванных овощей зайцы

съедят? (6)

Задача 15.

— Дети, давайте сделаем свою би­блиотечку,— предложила Наталья Гри­горьевна.

— Давайте,— обрадовалисьребята.

На следующий день Сережа принес в детский сад книжку «Красная Шапоч­ка». Люся принесла сказку «Золушка». Таня — книжку «Три медведя». Вася принес сказку «Теремок», а Андрей — «Золотой ключик». Тамара принесла две книжки: «Курочка Ряба» и «Колобок». Но дети сказали: «Эти сказки мы уже знаем наизусть, давайте подарим их ма­лышам».

Вопросы.

Сколько книг дети принесли? (7)

Сколько книг осталось в библиотеке? (5)

Задача 16.

Зоя Петровна объявила: «Приходите завтра нарядными, мы пойдем на кон­церт».

Концерт был замечательным. Сначала одна девочка спела песню о родном крае. Затем девочки и мальчики станцевали танец с цветами. За ними выступили малыши, показали интересную народную игру, а чей-то папа показал чудесные фокусы. Этот номер мне понравился

больше всего. Я дома пробовал повто­рить эти фокусы, но у меня ничего не получилось.

Вопрос. Сколько номеров было в кон­церте? (4)

Задача 17.

На праздник дети пришли нарядными, с воздушными шарами. Рома принес си­ний и розовый шары. У Кати один шар был длинным, а другой круглым. На­стя принесла желтый шар, Алеша — красный и зеленый. А Слава принес шарик, привязанный к флажку.

Вопрос. Сколько всего шаров принесли

дети? (8)

Задача 18.

Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое — вкусно! «А что если молочное еще вкуснее?». И купил молочное. «И сливочного тоже хочется». Съел сливочное. «Что-то я пломбир дав­но не пробовал»,— подумал Степашка и купил пломбир.

Продавец открыл новую коробку, а там… эскимо. «Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем»,— подумал Степашка и купил себе еще три порции.

Вопросы.

Сколько всего порций мороженого купил Степашка? (7)

Что теперь будет со Степашкой?

Задача 19.

Купил лось телевизор, пригласил всех зверей мультфильмы смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две ска­мейки: одна большая, другая маленькая.

На большую сели лось и медведь. А на маленькую — белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь.

Вопросы.

Сколько зверей смотрели телевизор? (8)

На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?

Сколько зверей уместилось на боль­шой скамейке? (2)

Сколько зверей уместилось на малень­кой скамейке? (6)

Задача 20.

Мы получили новую квартиру. Все помогали мебель переносить. Шкаф вне­сли папа и дедушка, диван — дядя Коля и дядя Вова. Стол принесли мама и бабушка, кресло — сестра Оля, а мы с Ромой — по одному стулу.

Вопросы.

Сколько предметов мебели в нашей

квартире? (6)

Сколько человек переносили мебель? (9)

Задача 21.

Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра. Стал просить он кота Барсика: «Нарисуй мне черной краской полоски, пусть собаки меня бо­ятся!» Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провел на голове, по одной полоске — на каждом ухе, три толстые полоски провел на хвосте. Хотел и на спине нарисовать полоску, но посмотрел на Василия, бросил краски и кисть — и бежать от него скорее: подумал, что и в самом деле перед ним тигр.

Вопрос.

Сколько полосок успел нарисовать Барсик? (6)


23.02.2008  Метки: ,   Рубрики: Дети и Родители

Эту статью комментировать нельзя.