Игры на развития социально – бытовой ориентировки.

Земля, вода, воздух.

Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» — нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» — того, кто летает.

1-2-добрый день

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить «добрый день». Т. е. первый говорит «один», второй-«два», третий-«добрый день», четвертый-«четыре», пятый-«пять», шестой-«добрый день», и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.

Бабушка пошла на базар и купила…

Играют стоя в кругу. Ведущий начинает: «Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку» и показывает как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Рядом стоящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. Когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: «Бабушка пошла на базар и купила старый утюг» (гладит левой рукой, не переставая молоть). Следующие круги: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль), кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой («Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку,»). Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно.

Здравствуйте.

Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

— цыпленок — петухом;

— мальчик — мужчиной;

— теленок — коровой или быком

— бумага – книгой

— снег –водой

— вода – льдом

— семечко – цветком

— мука – блинчиками и т. д.

Обратно. «Кто кем был?»:

— лошадь – жеребенком

— цветок — семенем

Птица — не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:»А муха — это кто?»

1.

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… Аисты, вороны,

Галки, макароны.,

2.

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

лебеди, куницы, Чибисы, чижи,

Галки и стрижи, Сойки и ужи.

Чайки и моржи

3.

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны, Утки, гуси, совы,

Майки и орланы. Ласточки, коровы.

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

4.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Палки и стрижи,

Бабочки, чижи,

Аисты, кукушки,

даже совы – сплюшки,

лебеди и утки —

и спасибо шутке!

Шаги. (Кто быстрее доберется до…)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Жили-были…

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Смысл игры объяснять долго — я просто приведу примеры. Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее — со «степенью трудности» определитесь сами. Взрослый задает вопрос

— «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».

— «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился»

— «Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару».

— «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос»

— «Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу…).

Игра «Третий лишний».

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. Детям 3-5 лет условия более простые. Например: Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

— молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок – пьют, а хлеб кушают.

— машина, лошадь, трамвай;

— шапка, платок, сапоги;

— роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

— дождь, снег, река;

— врач, турист, шофер;

— тень, солнце, планета;

— мороз, вьюга, январь;

— камень, глина, стекло;

— дверь, ковер, окно;

— море, река, бассейн.

Два круга.

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое». Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («…с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание.

Какое что бывает ?

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:

— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.

— Что бывает длинным?(коротким)

— Что бывает широким (узким)?

— Что бывает круглым ( квадратным)?

— В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Чем пахнет?

Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный. Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет. Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-).

«Я считаю»

Владимир Орлов. (После прочтения стихотворения предложите ребенку выложить фигурки, похожие на животных или любые геометрические фигуры, затем сосчитать, сколько всего животных живет в зоопарке)

Все, что вижу во дворе я, Все, что вижу на пути, Я умею, я умею Сосчитать до десяти. Еду с мамой в зоосад И считаю всех подряд.

— Пробегает дикобраз, Это-раз.

— Чистит перышки сова, Это — два.

— Третьей стала росомаха,

— А четвертой — черепаха.

— Серый волк улегся спать, Это – пять.

— Попугай в листве густой, Он — шестой.

— Вот лосенок рядом с лосем, Это будет семь и восемь.

— Девять – это бегемот. Рот, как бабушкин комод.

— В клетке ходит лев косматый, Он последний, он десятый. Дальше мне не сосчитать — Надо снова начинать!


23.02.2008  Метки: , ,   Рубрики: Дети и Родители

Эту статью комментировать нельзя.