Игры для детей с нарушениями зрения

ИГРЫ В СЛОВА

«КУЗОВОК»

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет «кузовок».

Ведущий передает «кузовок» одному из играющих и говорит:

— Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься — дашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:

— Я положу в кузовок грибок.

— А я — платок!

— Я — замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).

Если кто-то ошибся, все говорят:

— Не клади в кузовок пенек. Он кончается на «-ёк»! Давай фант!

По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:

— Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.

«ЛЮБОПЫТНЫЙ»

1-й вариант:

Играющие садятся в круг. Один водящий — «любопытный» — становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем?

Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д.

Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится «любопытным», а прежний «любопытный» садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.

2-й вариант:

Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может — штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле… Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.

ПЯТЬ СЛОВ

Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой.

Задача играющих — как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой:

С — сокол, сито, сосна, старик, сарай;

О — облако, окно, огород, орех, окунь;

В — вилка, вата, воск, ворот, венок;

А — арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз.

Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

ДВЕ БУКВЫ

Есть много слов (имен существительных), начинающихся с буквы О и оканчивающихся буквой К и наоборот. Пусть каждый из играющих постарается написать как можно больше тех и других слов. Например, огарок, окурок, остаток, отросток и т.п.; кольцо, колесо, колено, копыто и т.п.

Тот, кто в условленное время напишет больше слов, выигрывает.

Можно договориться так: выигрывает тот, кто первым напишет по десять тех и других слов.

СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора.

Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно — схожее с ним по смыслу, другое — противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный — мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ»

Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем — слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом — слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.

Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

НАШИ ПОДАРКИ

1-й вариант:

Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный:

— веерами (обмахивается одной рукой, как веером);

— ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами);

— ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой);

— часами с «кукушкой» (все говорят: Ку-ку, ку-ку).

Повторяем снова.

2-й вариант:

Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки:

— Папе — расческу («причесываем» волосы левой рукой);

— Маме — мясорубку (крутим «мясорубку» правой рукой);

— Брату — лыжи (ногами вперед-назад);

— Сестре — куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: «Мама» (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама).

— Все рады подаркам:

Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).

АТТРАКЦИОНЫ

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА ПАЛКАХ

Двое играющих садятся на землю один против другого, упершись друг в друга ступнями. Взявшись руками за палку, каждый из играющих старается по сигналу поднять своего противника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается.

СБОР «ГРИБОВ»

В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках — мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор «грибов». Тот, кто наберет «грибов» больше и при этом быстро, получает приз.

ГЛАВНОЕ — НЕ РАССМЕЯТЬСЯ!

Одного из играющих объявляют «скульптором», а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в «статуи»: каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней.

«Скульптор» прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но «статуя» должна быть бесстрастной — ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того «скульптор» «бракует» — удаляет из круга. Кто дольше всех продержится — тот и победитель в игре.

СЛЕПОЙ УДАР

Играющий стоит с закрытыми глазами на расстоянии одного шага от нитки, протянутой между двумя палками (деревьями). Повернувшись спиной к нитке, он должен сделать пять шагов вперед, повернуться направо, потом — еще раз направо, потом сделать полный оборот на 360 градусов. Если играющий проделал все эти повороты точно, то, следовательно, он находится в данный момент как раз напротив натянутой между палками (деревьями) нитки. Играющему остается только сделать пять обратных шагов на прежнее место, откуда он начал свой путь. После этого играющему дается палка и он должен, размахнувшись как следует, разорвать натянутую нитку.

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню.

Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал — игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.

ДОСТАВАЛКИ (ЧЕХИЯ)

Эта игра требует ловкости. В ней одновременно могут участвовать 3, 5, 10 человек. У каждого играющего в руках мячик, который он кладет на землю около правой ноги на расстоянии 1-2 см.

Играющие стоят, расставив ноги на ширину плеч, и по сигналу судьи должны наклониться и достать положенный на землю мячик из-за правой ноги. Оказывается, это не так-то просто сделать. Надо не один раз потренироваться, чтобы скоординировать работу рук, корпуса и достать быстро мяч. Кто первым это сделал, тот и победил.

СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ!

Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул.

Только обладающие хорошим чуством пространства и умением четко выполнять повороты смогут выполнить это упражнение.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

«КАРУСЕЛЬ»

Взявшись за руки в воде, играющие начинают движение по кругу по указанию взрослого, постепенно ускоряя шаг и произнося следующие слова:

Еле-еле, еле-еле

Закружилась карусель,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Бегут до тех пор, пока взрослый не произнесет:

Тише, тише, не спешите —

Карусель остановите.

Все постепенно замедляют шаг и останавливаются со словами:

Вот и кончилась игра.

Остановиться — раз и два.

Игру повторяют с движением в другую сторону.

ХОРОВОД

Играющие, взявшись за руки, медленно идут по кругу и хором произносят:

Мы идем, идем,

Хоровод ведем.

Сосчитаем до пяти,

Ну, попробуй нас найти!

Хоровод останавливается, играющие считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду. После этого они выпрямляются, берутся за руки и хоровод двигается в другую сторону.

ЯПОНСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ из книги Нобуо Сибата

ЦЗЯНЬ-ЧУЙ-БАО

Так называется способ, когда победителя определяют по жестам.

Жесты: «камень» — пальцы сжаты в кулак; «ножницы» — вытянуть указательный и средний пальцы; «бумага» — вытянуть все пальцы. Жест «камень» побеждает жест «ножницы», а «ножницы» побеждают «бумагу», потому что бумагу можно разрезать ножницами; «бумага» побеждает «камень», потому что камень можно завернуть в бумагу. Когда раздаются слова «цзянь-чуй-бао», каждый из игроков показывает свой жест — так и определится победитель.

ЛАБИРИНТ

Делать лабиринт на снегу, топтать снег ногами и плющить его ведром. Бегать по снегу кругом, чтобы он стал твердым. Когда все это сделано, создать на двух концах лабиринта базы, например, А и Б. Разделить участников игры на две группы — каждая группа занимает одну базу. После сигнала игроки из каждой группы (А-1 и Б-1) двигаются со своей базы бегом и встречаются где-то в лабиринте. Далее встретившиеся ребята играют в «Цзянь-чуй-бао», и если, например, А-1 выигрывает, то он ведет на свою базу побежденного противника, но если по ходу вовращения А собьется с пути, то Б-1 может возвратиться к себе. Игра повторяется многократно.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ

Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся.

ИГРАТЬ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ

Все садятся в круг. Один из игроков подражает крикам животных, а другие отгадывают. Например, можно изобразить крики петуха, кошки, вороны и др.

ТЯНУТЬ ВЕРЕВКУ

Для этой игры нужно десять веревок, длина каждой — один метр. На одну из веревок вешается маленький колокольчик. Веревки связываются вместе с одного конца, узел — на земле, а свободные, то есть не связанные концы веревок раздаются (или кладутся на землю). Каждый игрок тянет одну веревку. Тот, кому досталась веревка с колокольчиком, будет победителем.

«ВАМ ЧАЙ?»

Все стоят в кругу. Заранее избранный игрок стоит в центре круга и спрашивает: «Вам чай?» — а другие отвечают по очереди (например: «Мне чаю, пожалуйста», «Спасибо»).

Спрашивающий отгадывает по голосу, кто из игроков отвечает. Если отгадал, то вместо него в центр круга встает тот, кого угадали. Игра продолжается.

НЕПРИЯТНЫЙ ОТВЕТ

Играют пять или шесть детей. Все садятся в круг. Первый избранный игрок А пишет на бумаге рельефно-точечным шрифтом для слепых. Например: «Какая прекрасная погода, как хорошо нам пойти в поле!». Следующий игрок Б пишет: «Пошел дождь». Участник В продолжает: «Непогода! Сильный ветер», — а игрок Г пишет: «Мне придется купить зонт». То есть каждый последующий игрок должен «разочаровывать» игрока А.

ПЕРЕДАТЬ ПЛАТОК

Приготовить несколько больших платков. Игроки садятся в круг и начинают передавать платки одновременно, пропуская одного-двух человек. По сигналу все останавливаются. Если кто-то не успел передать платок, а возможно, у него в руках окажется два-три платка, то он должен придумать что-то такое, чтобы развеселить остальных.


23.02.2008  Метки: , ,   Рубрики: Дети и Родители, Здоровье

Эту статью комментировать нельзя.